Войти

Зонт в Японии - не просто красиво, но и символично.

В истории японской культуры были периоды, когда воздействие китайской культуры охватывало многие стороны жизни японского народа. Китай также задавал моду и образ жизни для императорского двора Японии.
Так, например, около 1500 лет назад в Японию были завезены зонты, которые представляли из себя шелковый тент, натянутый на деревянную раму и пристроенный на достаточно длинную палку.

Вначале зонтик в Японии называли «кинугаса» (зонтик из шелка), но так как родиной зонтиков считался Китай (кара), их ещё называли «каракаса».
Кинугаса считался статусным атрибутом, свидетельствующим о высоком государственном ранге человека. Зонт из красного шелка был символам императорской власти.

Начиная с VIII века представители светской знати имели право быть обладателями зонтов из шелка, которые украшались фамильными гербами, причем каждому рангу чиновников был регламентирован зонт определенного цвета.
Каракаса представлял из себя внушительное сооружение большого размера высотой 1,5 метра, которое должны были носить слуги над головой императора или чиновника в дождливые дни и при ясной погоде.

Индивидуальные зонтики вошли в обиход только начиная с периода Камакура (1185 - 1333 гг.), но и эти зонтики были весьма велики.
Синтоистские жрецы расценили это переносное укрытие от дождя и солнца как временное обиталище божества. Поэтому зонты вошли в обиход как церемониальная принадлежность.
Но постепенно зонты из безумной роскоши превращались в вещи повседневного спроса для самураев и купеческого сословия.

В начале периода Эдо (1600-1868) зонты вошли в повседневный обиход простых людей. К этому времени каракаса претерпели существенные изменения. Благодаря творческому подходу японских ремесленников, они стали более удобными и легкими. Для их изготовления мастера широко применяли промасленную бумагу, производившуюся в стране. Но главное — зонты стали складываться. Отсюда и их новое название — вагаса (японский зонт). Методика изготовления вагаса была трудоемкой. Зонтики делали только из природных материалов, используя бамбук, бумагу васи, древесину.

Чтобы представить готовое изделие, мастеру требовалось несколько месяцев. Ему приходилось точно выверять длину и крепления бамбуковых ребер, связывая их конским волосом. Сверху ребра оклеивались бумагой, обработанной соком хурмы. Далее мастер покрывал бумажный верх краской, которую затем дополнительно промазывали маслом. И завершающую обработку изделия производили, нанося лак на деревянные части зонта. Готовые зонты выносили в поле, где они сушились под лучами солнца. Изготовленный таким образом вагаса мог служить лет десять при условии бережного обращения с ним. Но все же от влаги бумага размокала, поэтому зонт приходилось тщательно просушивать после каждого дождя, но не пересушивать, чтобы покрытие не стало слишком жестким и хрупким.

Изготовление вагаса в Японии превратилось из ремесла в искусство. Вагаса бывают разных видов исходя из их дизайна и применения.

Бангаса - крупные и изящные дождевые зонты без всяких художественных украшений, которые вошли в широкое употребление в период Эдо, и обычно использовались мужчинами.

Хигаса или «зонт от солнца» - бумага для него не промасливается, так как он используется только для создания тени.

Хонсики нодатэгаса - большой зонт, используемый для мероприятий на открытом воздухе, например, для чайной церемонии.

Дзяномэгаса дословно с японского языка -«зонт змеиный глаз». Эти изящные зонты с белым пятном в центре или цветной спиралью были особенно популярны на праздничных мероприятиях.

Эхигаса — зонты, украшенные изображениями птиц и цветов. Эти зонты в дождливые сезоны стали неотъемлемой частью туалета столичных модниц.

Майгаса —лёгкие зонты для классических японских танцев («май» – танец, храмовый, императорский).

С переменами в период Мэйдзи ( 1868-1912 гг.) и появлением в Японии европейских зонтов, спрос на традиционные зонты вагаса стал постепенно спадать. Однако, не смотря на это, бумажный зонт вагаса безусловно, можно считать одним из символов культуры традиционной Японии. Являясь предметом национально искусства зонты вернулись к своему первоначальному предназначению, сохранившись лишь как атрибут церемониала. Так, вагаса можно увидеть над традиционной свадебной процессией, над головами участников чайной церемонии, на праздничных фестивалях, при торжественном выходе ими пользуются гейши и майко.

Существует довольно много танцев с зонтами, некоторые из которых представлены в пьесах кабуки или созданы на их основе.

Танцы с зонтами можно также увидеть на некоторых фестивалях. К примеру, в Тоттори танец с зонтами проводится каждый август. Сян Сян мацури представляет собой парад людей, танцующих с радужными зонтами. По всей видимости, корни этого явления лежат в древних способах вызвать дождь.

В Японии очень известным центром производства зонтиков является район Кано в городе Гифу, где зонтики делают с середины 18 века. В Киото и Йодоэ продолжает так же существовать немалое количество ремесленников, создающих традиционные зонты и передающие свое мастерство новым поколениям.


schedule 30 июл 2022
Вернуться назад